(84341)2-45-67
(84341)4-30-42
Вам перезвонить?
Адрес:РТ, Алекс. р-н, с..Билярск, ул. Арбузова 2

8:00 - 16:00 ежедневно

Написать сообщение
РаспечататьРаспечатать
Главная » Новости » ОСНОВОПОЛОЖНИК БУЛГАРО – ТАТАРСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КУЛ ГАЛИ.

ОСНОВОПОЛОЖНИК БУЛГАРО – ТАТАРСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КУЛ ГАЛИ.

Опубликовано: 18 июня

Кул Гали появился на свет в Волжской Булгарии, в небольшом селении в устье реки Зай.
Учился в местном медресе, потом — в Хорезме. Долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока (Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка), где слушал лекции крупнейших ученых. По возвращении на родину Кул Гали занимался преподавательской
деятельностью и сочинением поэтических произведений. Подолгу жил в Биляре и Болгаре, в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Кул Гали имел также духовный сан муллы.
Перу этого автора принадлежит множество произведений, однако до нашего времени дошло единственное – «Кысса-и-Йусуф», по которому можно судить о характере литературы того времени. Поэма Кул Гали «Кыйсса-и Йосыф» была создана в 1233 году, по кораническим сюжетам о Юсуфе.
Предполагается, что Кул Гали погиб в 1236 году в Биляре во время монгольского штурма .


Поэт и мыслитель Кул Гали, жил и творил во время бурных и трагических событий конца 12 начала 13 столетий, когда под натиском орд завоевателей пали государства, исчезали с лица земли города.
Своеобразен и сложен был евразийский мир, когда жил и творил Кул Гали, почти восемь столетий прошло с той поры, когда была написана им поэма «Кысса- и Йусуф». Осмысливая истоки и социально – идеологические условия возникновения поэмы, следует подчеркнуть, что такое высокохудожественное классическое произведение не могло появиться на пустом месте.
Её автор прочно опирался на богатые традиции тюркской поэзии, булгарской письменной литературы и был хорошо знаком с творчеством Фирдоуси и других своих великих восточных предшественников. Кул Гали был современником Низами, Руставели, автора « Слова о полку Игореве». Будучи выдающимся поэтом, мыслителем, всесторонне образованным человеком, он в своей поэме сумел дать своеобразный синтез гуманистической мысли Востока и эстетического опыта тюркоязычных народов раннего средневековья.
Его поэма написана близким к разговорной речи образным, сочным языком, в котором преобладают фольклёрные эпитеты, ёмкие фразы, ставшие крылатыми, вошедшие в дальнейшем в песенный репертуар народа. В творчестве Кул Гали тюркский народный стих той эпохи поднялся до уровня профессиональной поэзии в лучшем смысле слова.
Если язык, стиль и стихотворная форма поэмы обеспечили ей доступность широким слоям населения, то увлекательное содержание, гуманизм, демократизм воззрений автора сделали «Кысса-и Йусуф» близкой народу духовно. Решительно отвергая официозные идеологические воззрения и предписания того времени, провозглашавшие бренность всего сущего на земле и утверждавшие, что человек – не более, чем жалкая тварь, Кул Гали проводит глубоко гуманистический взгляд на человека, на его бытие. В образах Йусуфа, мудрого старца Йагкуба и красавицы Зулейхи он воспевает гимн физической и духовной красоте человека, к его разуму и чувствам. Такая убежденность поэта средневековья в высокой и ничем не заменимой самоценности человеческой личности, безусловно, была порождена его гуманизмом, глубокой верой в то, что добро на земле всегда есть и должно быть сильнее зла. В поэме пристального внимания заслуживает образ Зулейхи. В мусульманском мире женщина находилась в особо трудном положении. Законы шариата, нравы и мораль несправедливого общества обрекали её на бесправное существование. Поэтому её судьба испокон веков являлась одной из самых «болевых» социально – нравственных проблем, остро волновавших прогрессивные круги на Востоке. Но если литература более поздних периодов нередко ограничивалась выражением боли и горечи по поводу трагичности положения женщины в исламском мире, то Кул Гали ещё в начале 13 века дал качественно иное, оптимистическое решение этой проблемы. Его Зулейха является сильной и волевой личностью, умеющей находчиво и убедительно доказать свою правоту, не отступающей от цели, пронесшей через все невзгоды, унижения и лишения горячее чувство любви, способной на безмерное терпение. Всем этим Зулейха утверждает своё право на счастье.
Подлинным гуманистом предстаёт Кул Гали в освещении и центральной проблемы своего творения - проблемы правителя и народного благоденствия. Он наряду с великими представителями восточной поэзии выдвинул идею справедливого царя. Главную функцию государя Кул Гали видел в неутомимой, деятельной заботе о народе. Идеал автора воплощён в образе Йусуфа, который делает немало для облегчения жизни своих подданных, в частности, предпринимает меры по спасению страны от голода. Это было новым и очень смелым словом в средневековой литературе. Ведь над проблемой справедливого общества ломали головы поэты, учёные Востока. Идея сильного государя и крепкой централизованной власти, прозвучавшая в поэме, была весьма актуальной и прогрессивной в эпоху феодальной раздробленности. Особый смысл и значение приобретала эта идея в период создания «кысса-и Йусуф». Прозвучавшие в поэме мотивы преданности родной земле, гражданственности, осуждая распри и междоусобицы, объективно призывали тюркоязычные народы Поволжья и Приуралья к сплочению и единству, к дружбе с соседями. Самым близким соседом для них был великий русский народ.
«Кысса- и Йусуф» - одно из редких поэтических творений средневековья, в котором не воспеваются войны и не восхваляются военные подвиги, а все внимание сосредоточено на духовно-нравственных проблемах человеческой жизни, на необходимости мирного решения их. В этом смысле поэма Кул Гали предстаёт ярким воплощением гуманизма не только в восточной, но и вообще во всей мировой литературе.
Глубокий гуманизм и высокие художественные достоинства поэмы сделали её бессмертным классическим произведением. На протяжении многих веков она была одним из самых популярных и любимых народом произведений. Она являлась для людей труда, тянувшихся к свободе и счастью, свету и знаниям, своеобразным учебником жизни, школой нравственности, у героев поэмы учились душевному благородству, честности и мудрости, формировали свой социальный и нравственный идеал. О необычной популярности поэмы среди тюркоязычных народов, особенно татарского и башкирского, свидетельствует и такой факт: она дошла до нас в более чем 200 рукописных списках, что само по себе редчайшее явление в истории культуры. Сам Кул Гали вошел в сознание народа как гуманист, борец, патриот, воспевающий любовь к человеку, к родной земле. Поэма Кул Гали вошла в золотой фонд тюркоязычных литератур, стала общим духовным достоянием народов нашей страны.